|
ПРИМЕТЫ
|
связанные
с пищей и едой
Нельзя
есть в темноте и украдкой, не то дети ворами станут. - В
отличие от животных, которые, добыв пищу или украв ее, едят, скрываясь
от постороннего взора, человек питается открыто: ему незачем таиться,
свой хлеб он сам и заработал. Если же кто-то ест в темноте, это
значит, что он скрывается. Почему? Может, он - вор? Тогда и дети
его могут стать ворами, по пословице о яблоньке и яблочке. Здесь
уместна притча об отце, который послал сына украсть барана. Сын
не стал красть, а купил барана, но отцу об этом не сказал. Ели они
барана целый месяц. Сын поздоровел, выглядел упитанным, а отец оставался
таким же худым. И все потому, что один был спокоен, а второй постоянно
боялся, что кража раскроется, и еда не шла ему впрок.
Большой урожай хлеба -
к близкому голоду. - В основе поверья лежит наблюдение над
цикличностью урожаев и неурожаев. Обычно из-за малого надела земли
крестьяне сеяли злаковые на одном и том же месте, не имея возможности
чередовать культуры. В результате земля не могла постоянно плодоносить,
требовала "отдыха", и за урожайным годом нередко следовал
неурожайный. Поверье настраивало на экономию и предусмотрительность.
С ножа не ешь - злым будешь.
- Поверье связано с мистическим восприятием ножа как оберега от
нечистой силы. Следовательно, относиться к нему надо уважительно.
Бытовая сторона вопроса куда проще: если человек ест с ножа, он
может поранить язык или губы. Тут уж поневоле злым станешь.
Кто черствый хлеб ест,
тот хорошо плавает и грозы не боится. - Современные медики
тоже говорят о пользе подсушенного, "вчерашнего" (но не
залежалого, не плесневелого) хлеба. Может быть, потому веками так
популярны сухари. Но, думается, лучше согласиться с В.И. Далем,
что в основе лежит обычная педагогическая "обманка": мол,
ешьте, дети, что дают, не привередничайте. А поскольку все хотят
хорошо плавать, сулится и это умение. Интересна тут связь плавания
с грозой. Дело в том, что в старину считалось очень полезным купаться
в грозу: люди, жившие в единении с природой, не могли не заметить
энергетической насыщенности воды в грозу. Шли и общаться с богом
грома и молнии - Перуном.
Хлеб выбрасывать - большой
грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот
бедным станет. - Поверье очень древнее, и смысл его ясен:
хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание,
обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные
силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не бережлив, тот
обречен быть бедным. Что касается птиц, то к ним у народа издревле
было бережное отношение, так как птицы символизировали души умерших.
Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок, чем
выбросить кусок без всякого смысла.
Первый блин - заупокойный.
Его кладут на подоконник, приговаривая: "Честные наши родители!
Вот для вашей души блинок!" Кто на поминки блины печет, тот
о насыщении души покойного печется. Нельзя, чтобы чужие смотрели,
как блины печешь: могут сглазить, и блины не зададутся. -
Блины у славян - любимое обрядовое блюдо. Это связано с тем, что
блин олицетворял собою Солнце, солнечный диск, а Солнцу славяне
в древности поклонялись как верховному богу. Потому блины пекли
и на Масленицу (встречая приход весны, яркого Солнца), и на свадьбу,
и на поминки. С первым блином связано немало поверий, и каждое из
них основано на том, что он предназначен для души умершего. Блин
специально оставляют либо на подоконнике, либо на могилке. Второе
из приведенных выше поверий (кто блины печет, о душе покойного печется)
восстанавливает корневую связь между словами печь и печься. Блин
по праву считается старше любого другого хлебного изделия; больше
того, это и символ вечности (круг). Хозяйки подметили, что если
посторонний смотрит, как пекут блины, то они выпекаются не столь
безупречно. Вероятно, причину надо искать не в сглазе, а в том,
что при посторонних женщина начинает спешить, нервничает - и в результате
следит за блинами не так тщательно, как в привычной обстановке.
Горшок с кашей в печи треснул
- не к добру. - Горшок с кашей - один из символов благополучия
в доме. Уважительное отношение к горшку в печи усиливается еще и
тем, что он круглый и горячий (отзвуки обожествления Солнца). С
помощью печного горшка (как и веника) переносили из старого жилища
в новое домового. Печной горшок нередко использовался и при гадании,
для связи с душами умерших. Но и без этой древней мистики горшок
с кашей, треснувший в печи, - конечно, не к добру: о каком добре
может идти речь, если и семья без каши осталась, и горшок новый
покупать надо.
Не ешь, переступая через
порог: нечистый тобою овладеть может. - Как мы уже говорили,
порог отделяет свое, домашнее, защищенное пространство от чужого,
населенного разными силами, в том числе и недобрыми. Поэтому, переступая
эту границу с открытым (жующим) ртом, человек дает возможность нечистому
вселиться в него. Но, наверное, еще важнее бытовой смысл поверья:
занимаясь едой на ходу, можно споткнуться о порог. Есть надо за
столом.
Не ешь во время учения:
заешь выученное. - Это же поверье относится и к чтению во
время еды. Суть его основана на фи-зиологии: во время еды кровь
приливает к желудку, а не к мозгу, поэтому выученное "заедается",
то есть попросту не воспринимается, не запоминается. В поверье отражено
и уважительное отношение к еде, к самому процессу приема пищи, который
в народе достаточно строго регламентирован: когда, где и как можно
есть.
Не пей нападкой (то есть
лежа или став на колени), не то подтолкнет черт лопаткой.
- На основе этого поверья созданы сказки о братце Иванушке и сестрице
Аленушке, о мужике и черте и т.д. В основе лежит мистический запрет
пить воду из открытых водоемов, не отделяя себя от них, а наоборот
- соединяясь с ними, как бы кланяясь водяному и другой нечисти,
покоряясь им. Еще более ярко просматривается бытовой смысл: ведь
пить, наклонившись к воде (реке, озеру), - значит подвергать себя
опасности утонуть. К тому же, используя для питья стакан или кружку,
человек способен и оценить качество, чистоту воды.
Бумагой стол вытирать -
к ссоре. - Поверье это не столь уж старинное, но основано
оно именно на старинном уважении к столу, который надо не просто
вытереть, а тщательно вымыть, и протереть не кое-как, а бережно,
предназначенной для этого мягкой тряпочкой или даже полотенцем.
Поверье основано и на ассоциации: шум, шелест бумаги - шум ссоры.
Ладонью крошки со стола
не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется.
- Запретительное поверье, подчеркивающее уважение к хлебу. Даже
крошки надо собрать и съесть. Или птицам отдать, но ни в коем случае
не смахивать на пол.
В начале и в конце обеда
съесть кусочек хлеба с солью - к счастью. - Хлеб-соль - не
только символ гостеприимства, но и магический оберег. Считалось,
что соль защищает от нечистой силы и ее полезно съесть вместе с
другим святым продуктом - хлебом. Само происхождение слова соль
связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь
(так, кстати, назывался македонский город - ныне греческий порт
Салоники); "идти посолонь" (старинное выражение, еще бытующее
кое-где) - означает: "идти по Солнцу". "Хлеб да соль!"
- традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита. А хлебосольство
близко по значению к гостеприимству. Наконец, еще одно пояснение
к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть - значит,
голоден; а если и после обеда можешь - значит, не переел. Хорошая
примета.
Чай пролить - к недоразумению.
- Одна из многочисленных "смягчающих" примет, которая
не несет ни положительной, ни отрицательной нагрузки. Смысл ее лишь
в том, чтобы разрядить обстановку, не дать возникнуть психологическому
дискомфорту. Кто-то пролил чай (уже недоразумение!) - и все вспоминают
о примете. Тем недоразумение и исчерпано, о нем можно тут же забыть.
До Иванова дня женщины
ягод не едят, а то дети умирать будут. - Запрет построен
на том, что не все ягоды к этому времени созревают, а незрелые ягоды
опасны для здоровья. С другой стороны, созревшие ягоды, пока их
немного, в первую очередь отдают именно детям. Поэтому поверье отчасти
трактуется и как напоминание: сначала накорми ребенка ("чтобы
он не умер"), а уж потом ешь сама.
Отрезав ломоть, не втыкай
нож в каравай, - это к голоду. - Примета отражает особое
отношение к хлебу, о чем мы уже не раз говорили. Исследователь народного
творчества А.Л. Топорков отмечает и еще ряд примет: "Не разрешалось,
чтобы один человек доедал хлеб за другим: заберешь его счастье,
силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу.
Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность"
и т.д. А воткнутый в хлеб без дела нож - это кощунство. Хлеб может
обидеться и лишить дом своего покровительства.
За кем допиваешь, того
грехи принимаешь. - Помимо мистического смысла, в данном
случае допустимо и самое простое объяснение: допивая из чужого стакана,
можно заразиться (принять чужие грехи).
Если за столом попросят
передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, - не то поссоритесь.
- Потаенный смысл совета кроется в том, что передающий рискует просыпать
соль, - и тогда он невольно рассердится на попросившего. Чтобы этого
не случилось, улыбайтесь, не нервничайте. К тому же улыбка - непременный
атрибут застольного этикета, проявление хороших манер. Об осторожности
в поверье даже и не упоминается: все знали, что, передавая солонку,
надо опасаться уронить ее или опрокинуть. Так сделал Иуда во время
Тайной вечери. Плачевный результат этой оплошности известен.
Сокращенно с сайта http://paganism.msk.ru
|
|
|
|